Самое интересное в интернете и в жизни!

Предлагаю посмотреть, как живут российские гастарбайтеры у себя на Родине

развернуть

Предлагаю посмотреть, как живут российские гастарбайтеры у себя на Родине

Рассказывает Дмитрий Чистопрудов: «Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившиеся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом: «Кто они такие, эти таджики?» — то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики — это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек или еще хуже — в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом. Давайте перенесемся в далекий жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно», — рассказывает Дмитрий Чистопрудов.

(Всего 31 фото)

 

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить — как-никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то — ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
— Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
— Вода можно, ручей, — и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
— А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
— Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Дальше события дня развивались по сценарию старого доброго анекдота: «У вас попить не найдется, а то так есть хочется, что переночевать негде…»

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым уазиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства — Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

— Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики, с которыми мы где бы то ни было общались, — все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них — нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь — удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить — таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды ниже травы, но у себя дома все иначе: гость для них — это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната, называемая «мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт — первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость — эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам, нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение — быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью, — иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние, регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно, мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег — всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год, не имеет смысла.

Давладбек — профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около 200 долларов Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии — это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же, как и была тысячу лет тому назад!

12. По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт — муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку, из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

— Не стой, проходи дом. Жена обед готов, — сказал Давладбек. — Сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и, пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

17.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

19.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана. 

22.

23.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

26.

27.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу Запада. Однако до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется.

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

— Откуда вы, из какого района?

 

31. Спасибо за внимание!

 


Опубликовала , 13.06.2016 в 06:31
290
29

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Ершов
Lusha Дедкова А прежде чем писать - Вы лично думаете?
Считайте математически и смотрите о реальных событиях по курсу ДОЛЛАРОВ
И не надо ПОГОВОРКУ НАРОДНУЮ хаять - если Вы уже не понимаете смысл народной мудрости - так не Вам эту мудрость удалять... А поговорка эта чисто СЛАВЯНСКАЯ, а не какого-то любого другого народа, да и: древнее ВАС самих и была в ТРАДИЦИИ ДО ВАШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ на свет. Так что - возраст в Вашем случае - это ещё не признак мудрости.
Текст скрыт развернуть
Lusha Дедкова
Владимир Ершов Господин возмущенный СЛАВЯНИН! К Вашему сведению украинцы являются СЛАВЯНАМИ. А курс доллара до середины январе 2014 года был 33 рубля. Так представляю, как Вы возмущенно молотите по клавишам. Бедная клава! Текст скрыт развернуть
Владимир Ершов
Lusha Дедкова Читать и думать - не одно и тоже: то, что Вы умеете писать складно - ещё не даёт Вам право глупить и с умным видом лепить чушь везде.
Читайте ещё: в 2014 г каждый месяц ... и так далее - а вы тут один январь и его середину лепите.
А ВЫ лично много людей славян знаете?
О Вас не речь - Вы, судя по всему, имеете менталитет другой и естественность поступков другой.
Так ВОТ: украинцами себя считает не так много людей - и их поступки - это поступки тех, кто как и Вы, не знает традиций СВОЕГО народа, а живут по традициям чужих народов, где никогда не было таких поговорок "Сам погибай, а товарища выручай".
Надоело с Вами общаться.
Текст скрыт развернуть
Татьяна Васильева
Владимир Ершов Судя по комментарию Кустова - не все так считают, как вы. Некоторые выручать будут только тогда, когда им "бескорыстные, богатые дары" сделают. Текст скрыт развернуть
Владимир Ершов
Татьяна Васильева Верно, спасибо. Знаете - это веяние современных времён. Что касается по длительности современных времён - так это как раз с послевоенного СССР это идёт, когда сплав народов, к сожалению, дал Славянам много тех культурных навыков, которые настолько не характерны, что народные поговорки уже не всегда соответствуют действительности.
Например, смотрел так называемого "русского", который внешне совсем нерусский, но даёт оценку о том, что русские уже готовы отказаться от русских с украины - в том числе и от тех, кто на Донбассе живёт: а вот он сам, высказывая это, даже не удосужился сказать, а у кого это спрашивали, а каких народов в русском обществе это спрашивали, как долго опрашиваемые жили и живут в Москве и крупных городах РФ, где был опрос: уверен, что опрос был как раз у таких, как он, "русских", которые с удовольствием селяться в местах в крупных городах, а вот славянам не рады, чтобы они туда тоже поселялись - ведь у них борьба за деньги - они тут толпой забрали работы на уровне простых работ рабочих - им конкуренция не нужна, и им не нужны люди того народа, которые как раз и есть коренные. С понимания этого деятеля - это все русские - вот потом такие и "считают" и высказывают мнение, что славяне не дружные - им уже не рады на коренной территории проживания их народа - ведь сюда уже въезжают люди других народов, со своим менталитетом и своими поступками, своей традицией - и выдают всё от ИМЕНИ славян-русских. Ну и смесь русских с такми поступками со временем даёт и плохой отпечаток на поведении коренных славян. К сожалению... плохое перенимаем...
Текст скрыт развернуть
Владимир Киряков
Владимир Ершов это ж надо так накрутить - это ж философия . понаехали отобрали работу - бедные РУССКИЕ. зад то поднимите и тоже езжайте ищите лучшей доли - нечего на диване валяться в развалившемся колхозе. если платят деньги на северном полюсе значит надо искать пути на этот полюс другого пути нет . Текст скрыт развернуть
Владимир Ершов
Владимир Киряков Вот поднимай зад и езжай с территории проживания - можно и в Арктику.
А многим хочется и дома работать - а не как тут некоторые советуют:
я видел, как люди местные старались работу получить - а вот её уже нет , ибо она отдаётся приезжим - по разным причинам - и по тем, о которых я писал.
Так что - снимайтесь с места жительства - и в перёд за лучшей долей туда, где далеко от родных мест - вот потом, когда ум и жизненный опыт появится - тогда и скажете, кто прав был.
Не задерживайтесь - езжайте же!!!
Текст скрыт развернуть
Владимир Киряков
Владимир Ершов что ж вы все такие злые я то в молодости поднялся и поехал и всю свою сознательную взрослую жизнь пахал на северах а вот основную массу не поднять и из своего логова не выехать а я уже на пенсии и пока мне нормально чего и вам желаю . Текст скрыт развернуть
Владимир Ершов
Владимир Киряков Я не злой - просто вижу реальность - только почему-то реальность преподносят совсем не так, как есть: как будто обмануть стараются или скрыть истину.
А вот пахать и местные в России тоже умеют - и по северам ездят в том числе и сегодня.
Удачи и Вам.
Текст скрыт развернуть
Вячеслав Перминов
Спасибо за интересный рассказ! По Дагестану знаю как тяжело жить в горах, где всё определяется только твоими умениями и здоровьем. Дай Бог этим людям достойной жизни. Текст скрыт развернуть
Владимир Медведев
Автор специально забыл, как 25 лет назад этот "гостеприимный народ" массово вырезал русских и насиловал их детей? Я не забуду и внукам не дам забыть. Это дикие животные, которым место в охраняемых пещерах. Текст скрыт развернуть
Агне Иванова (Веселова)
Владимир Медведев ДА, ТАК И БЫЛО. Текст скрыт развернуть
io io
жаль что союз оставил только гидросооружения...жаль что слова дружба народов употребляются все реже... слава богу, что на земле больше хороших людей,поэтому земля- светлое ,чистое место будет в тысячелетиях на плечах таких людей в этих красивейших горах... а банки и ипотеке туда не дойдут Текст скрыт развернуть
Алла Дубинина
Был Союз все жили в мире, а работа у всех была. Развалился и все вернулось на круги своя- в средние века. Только те кто жил в СССР еще адекаватны. Текст скрыт развернуть
Иван Иванов
Вот пускай таджики строят у себя Возничи стиле лобные сооружения, а не лезут на всё готовое к Русским.... Текст скрыт развернуть
Иван Иванов
Вот пускай таджики строят у себя водоочистительные сооружения, а не лезут на всё готовое к Русским.... Текст скрыт развернуть
Владимир Гаврилов
Не понимаю я этих таджиков. Чего они свою страну из дерьма не поднимают. Почему живут в говне? Почему не строят дороги, современные дома, электростанции, школы, больницы. Почему добровольно идут в рабство. Или они очень тупые, не способные созидать, а только быть рабами??? Текст скрыт развернуть
Татьяна Васильева
Владимир Гаврилов Это не таджиков нужно понимать, а их правительство. Текст скрыт развернуть
Наталья Кондратова
При СССР каждый народ жил в своей Республике и там зарабатывал достаточно. Не нужно было ездить гастербайтором. Ездили только отдыхать и посмотреть мир. Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 204
Комментарии Facebook
Читать