Самое интересное в интернете и в жизни!

Читать
Читать

Почему Россия проиграет войну США (мнение)

развернуть

Почему Россия проиграет войну США (мнение)

Число эмигрировавших из России высококвалифицированных специалистов выросло с 20 тыс. в 2013 году до 44 тыс. в 2016-м. Об этом вчера рассказал на общем собрании Российской академии наук главный учёный секретарь президиума РАН Николай Долгушкин 29 марта,
. То есть всего за три года поток мозгов, утекающих из страны, стал в два раза мощнее.

"С 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3% в год".

За это же время число учёных в Евросоюзе и США выросло на 2–3%, а в Бразилии, Корее и Китае – на 7–10%.

"И остаётся серьёзная возрастная проблема. Хотя доля исследователей в возрасте до 39 лет выросла с 41 до 43,3%, средний возраст исследователя превысил 50 лет, а каждый третий достиг пенсионного возраста".

Полтора года назад я написал пост об утечке мозгов. Поскольку с тех пор не изменилось вообще ничего, хочу вам его напомнить:


Раньше войны шли за территории, в XX веке воевали в основном за ресурсы, в XXI веке воюют за мозги. И войну XXI века мы проигрываем. Давайте честно: совершенно неважно, вернулся Крым в родную гавань или нет. Неважно, отдаст Путин Курильские острова или не отдаст. Даже если завтра мы вернём Аляску, ничего же глобально не поменяется. Как показал последний кризис, нефть и другие ресурсы тоже не так важны. Ну вот много у нас ресурсов, и что? Что делать с ними? На хлеб нефть мажете? А упали цены – и всё, сразу жопа. Сразу бюджет трещит, сразу все грустные ходят и репу чешут.

Зато в мире есть , размером почти как Москва. Экономика является одной из самых открытых и свободных от коррупции, занимает ведущие места в рейтингах экономической свободы. В стране поддерживаются стабильные цены, а ВВП на душу населения – один из самых высоких в мире. Ресурсов и территории нет вообще. Даже пресную воду закупают в Малайзии. Но уровень жизни у местных очень достойный. А кроме местных люди со всего мира едут туда работать. А есть , не самая большая и богатая на ресурсы страна на свете. Размером как Томская область. Но является одной из сильнейших экономик мира. Совсем недавно была второй после США. Лучшая техника, отличные автомобили. Ну вы и сами всё знаете, чего я буду рассказывать?

В современном мире важны мозги. Победит та страна, которая создаст хорошие условия для работы и жизни. Современный человек мобилен и образован. Культурный барьер всё ниже. Это в XIX и даже в XX веке переезд в другую страну был серьезным шагом и сложнейшим жизненным испытанием для человека. Сегодня это небольшой стресс, а для молодежи вообще плевое дело. Современные технологии позволяют вам чувствовать себя как дома почти в любой точке мира. Вы уже не теряете круг общения, вы даже такси в Москве и Нью-Йорке будете вызывать в одном и том же приложении, и любимый кофе пить в одном и том же "Старбаксе". Это раньше надо было начинать новую жизнь на новом месте. Сегодня вы получаете, например, предложение о работе, в два клика покупаете билет, еще в два клика снимаете себе жилье и завтра выходите на работу в Лондоне. Для молодежи вообще нет границ. Для нее в Лондон слетать проще, чем Омск. Она выбирает где лучше.

Я не поддерживаю связи со всеми своими одноклассниками, но недавно стало интересно, кто как устроился в жизни. Полез по соцсетям искать их. Все самые толковые и талантливые уехали. Кто-то в Европу, кто-то в Штаты, кто-то в Израиль. И это проблема. Они могли остаться в России, но они уехали.

Я каждый год стараюсь ездить в Кремниевую долину и , которые уехали туда работать. Уехали, потому что там больше возможностей. Потому что там меньше рисков. Потому что там у тебя по беспределу не отожмут бизнес. Потому что там есть суд, который не будет штамповать решения по звонку. Таких примеров много. Большие и маленькие. Одни сейчас по горным лыжам, так как в России они были на фиг никому не нужны. Другие просто работают в известных IT-компаниях и создают продукты, которыми вы пользуетесь каждый день. И это поражение России.

Дуров, у которого отжали бизнес, и он уехал из страны – это поражение России. Шарапова, гордость России, которая живет и тренируется в США – это поражение России. Да, формально у неё российское гражданство. Но работает она на экономику США. Тренерскую школу она развивает в США. Уверен, вы без труда продолжите список дальше самостоятельно.

Такие поражения не так заметны, как если бы мы теряли, например, территории. Территории можно на карте показать. А потерю мозгов на картах и схемах не покажешь. Но эти поражения куда больнее для страны, чем вам может показаться.

Сегодня мир летает на американских и европейских самолетах, ездит на японских и немецких автомобилях. А мы даже станки не можем делать. Да, может быть, вы не знали, но зайдите на любое современное производство, и вы не увидите там российских станков. Говорил я как-то с замдиректора одного нашего оборонного завода. Как раз они под санкции попали. "Самое страшное не то, что мы теперь не можем взять кредиты в иностранных банках: деньги мы найдем. Самое страшное, что мы не успели до конца станки закупить высокоточные. А без них невозможно производить современное оружие". Вот и всё.

Можно сколько угодно бить себя в грудь "Булавой" или "Искандером", но людей нет. Просто нет. Некому в космос летать. .

Упыри, сидящие в Думе, соревнуются, кто бредовее примет закон. Народ уезжает? "А давайте выездные визы сделаем! А давайте потребуем все иностранные счета закрыть! И гражданство двойное тоже пора прикрыть!" С каждой такой инициативой какая-то группа людей собирает чемоданы и берёт билет в один конец.

Вчера мне позвонила журналистка и спросила, что я думаю об очередной инициативе. Там какой-то бред про то, что хотят обязать все мессенджеры идентифицировать пользователей и следить, чтобы никто в переписке не нарушал закон. Это же хотят обязать делать сайты, где есть комментарии. Что я могу думать об этом? Да ничего не думаю. Думаю, что очередная группа молодых, талантливых и предприимчивых ребят, которые любят Россию, которые хотели бы здесь жить и работать, соберут чемодан и поедут в работать в США или Европу. Потому что строить здесь бизнес, чтобы завтра какой-то полоумный упырь из Роскомнадзора или ФСБ в один момент всё прикрыл, никто не хочет.

Потому что в стране сегодня есть судья Серебрянникова Черноярского районного суда Астраханской области, которая выносит решение заблокировать "Википедию" из-за невинной статьи про Чарас. И есть Роскомнадзор, которые начинает бегать с дубиной и грозить блокировкой проекта, которым ежедневно пользуются миллионы людей. А где-то сидит будущий Илон Маск или Стив Джобс и думает: "А запустить ли мне новый проект в России?"

Каждый купленный билет в один конец – это поражение России.

Но про уже всё давно и так ясно. Даже если завтра ФСБ заберет у всех загранпаспорта, Россия введет выездные визы и закроет границы, ничего принципиально не изменится. Потому что для современной сильной страны важно не только то, что ее граждане могут реализоваться у себя дома, но и прилив свежей крови. Побеждает тот, кто со всего мира собирает лучших, кто создает условия, чтобы эти лучшие приезжали. Любой успешный проект в США, Европе, Китае – это международная команда лучших в своем деле. Будь то какой-то IT-стартап или Большой адронный коллайдер. И вот здесь Россия вообще ничего не может предложить.

Все развитые страны сейчас соревнуются, кто больше привлечёт в себя мозгов. В гонку уже включился Китай. Это раньше они просто копировали. Сейчас они претендуют на ведущую роль в мире. Сейчас Китай не устраивает роль мировой фабрики. И они создают условия. И в Китай едут работать, открывать бизнес. И Китай постепенно начинает локтями расталкивать старых лидеров.

Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте. Но пока я не вижу ничего, что делала бы моя страна для того, чтобы талантливые, умные молодые люди хотели бы здесь жить и работать. Я не беру в расчёт престарелых актеров и певцов, которые за бабло и жратву готовы получить гражданство хоть Сомали. Я говорю про мозги. Про тех людей, которые будут создавать новые продукты, развивать бизнес, запускать в космос ракеты, управлять нашими городами. А их нет.

Вас пугали третьей мировой войной? Как вы её себе представляете? Радиоактивный пепел? Космические лазеры? Роботы? Нет. Третья мировая война уже началась. Это война за мозги. И мы пока проигрываем.


Опубликовано 30.03.2018 в 12:24

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Наталья Политова (Панова)
Михаил Pavlyukovets 31 марта, в 15:35 Кто сейчас может кого-то не отпустить? Только если человек связан с военной тайной. Всем остальным - полная свобода. Проблема, озвученная автором, к сожалению, существует. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Pavlyukovets
Наталья Политова (Панова) 31 марта, в 15:50 именно переоценившие себя  поднимают  этот вопрос и создают  проблему . это как Украина ,которая  твердила ,что при ассоциации с европой будут жить не хуже немцев . много специалистов  уезжает  и остаётся ,но чаще не по своей воле , а жены ,детей и их привычек . получая дома 1000 долларов ,уехал в сша и получает 10000 и  ни своего дома ,ни родины ,всё в кредит,вечно должен , за место в компании  предаст ,убьёт  и денег вечно не хватает . там нет времени  размышлять и сравнивать , там впрягся и  только погоняют . наверное многие бы хотели всё вернуть  обратно ,но быт засасывает . Текст скрыт развернуть
3
marija bogoslovskaja (рябова)
Михаил Pavlyukovets 31 марта, в 18:50 Почему Россия проиграет войну США (мнение)
----------
УЕЗЖАЮТ не лучшие, а ЖМОТЫ,
Почему бы, ИМ здесь не создать МОДЕРН.
А, потому что вся забава - ДЕНЬГИ.
И не один миллиардер НЕ дарят Родине ШЕДЕВР!
----------
Почему Шарапова в России не растит таланты.
И сотни ваших "выдающихся творцов".
Кто, будет здесь теснить Шарапову.
Её бы триллионы, ох как помогли бы нашим малышам.
---------
АЛЧНОСТЬ, это бич СОВРЕМЕННОСТИ.
Вот, вам и учёности. КРОХОБОРЫ,..
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Соболев
31 марта, в 08:08 госдеп за наши мозги разволновался
Текст скрыт развернуть
2
Владимир Агапов
31 марта, в 09:05 Кто выиграет войну у России?! Вот это стадо педерастов и черножопых бабуинов?! "Аналитики" хреновы! История войн на Планете Вас хоть чему нибудь учит?! Когда это пиндосы славились как воины?! Они в атаку идут только тогда, когда на расстоянии двух километров есть биотуалеты, где можно справить нужду, поправить коготки, припудрить педерастические хари, а заодно и отсосать у секс партнера! Спросите у "героя" США, сенатора Маккейна, как американцы  драпали от вьетнамских крестьян!? И еще спросите, как ему сиделось два года во вьетнамском плену в яме с дерьмом!? Он не понаслышке знает как "умеют воевать" американцы.... Текст скрыт развернуть
1
Сергей Микульский
Владимир Агапов 31 марта, в 09:28 Войну у России может выиграть Китай, чисто гипотетически.  В случае тотальной мобилизации они могут под ружье поставить 400 млн. своих граждан. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Лакомов
Владимир Агапов 31 марта, в 17:45 США ведь не одни,это блок НАТО из тридцати стран,.А многих они могут и подкупить,так что там штук 70 наберётся и количество оружия будет превосходить Россию.,да и по населению.Надежды на Китай такие же призрачные.В Сирии ты видел хоть одного Китайца на стороне России,а то они идиоты и против всего мира пойдут.,они скорее выступят против России,а китайцы и не скрывают что дойдут до Байкала..Но даже если треть боеспособна в НАТО это всё равно армии раз пять будет сильнее по количеству.Так что надо не шапками закидывать.а танками и самолётами,а вот кто их будет делать в достаточном количестве,это уже совсем другой вопрос.При Сталине народу разрешили делать танки и самолёты,а вот разрешит ли Путин ,это вопрос..Во время Войны было сделано 70 тысяч танков и тысяч 50 у немцев где сто двадцать тысяч Российскихтанков..Да есть 14 тысяч устаревших Т-72,а кто будет делать Т-90 ,я уже незаикаюсь про Армату.Спасибо индии что закупила Т-89 а то бы и их не было. Текст скрыт развернуть
0
marija bogoslovskaja (рябова)
Владимир Агапов 31 марта, в 18:51 ЛИХО И ВЕРНО!
Текст скрыт развернуть
0
Михаил Лакомов
Владимир Агапов 1 апреля, в 04:50 Так тогда у Советского Союза практически мало было ядерного оружия.Сейчас его по сравнению с теми временами в двадцать раз больше..Да и бомбы по сравнению с Хиросимой.в двадцать раз мощнее а есть и в 70 раз мощнее ..То есть гарантия что от мегаполиса оставит только пепел одна.бомба..зато потравит людей на длину США..Так что даже кто не сгорит тот будет радиоактивными осадками отравлен ,а кто не отравится тот получит за три дня смертельную дозу и чащё через три дня умрёт.То есть это живые будут завидовать мёртвым.Это сейчас все разухарились ,а раньше знали что в ядерной войне победителей не будет а будут одни покойники.Так в США и в Англии у власти одни маразматики,им скоро умирать,а потому им ни своей ни чужой жизни не жаль..у них жизни заканчиваются и так..это свойство и наших людей в старости. Текст скрыт развернуть
0
С 21
31 марта, в 10:02 Хорошая, умная статья. А вы пытаетесь зажмуриться и воткнуть голову в песок, как страусы. Выдавать желаемое за действительное - много ума не надо. 
А Россию надо поднимать. С умом поднимать, а не затыкать рот тому, кто переживает за страну и анализирует.
Текст скрыт развернуть
2
Яна
С 21 1 апреля, в 10:32 Либерестня вообще любит за страну попереживать))))) Текст скрыт развернуть
-1
Виталий Пестов
31 марта, в 10:59 Не льстите себе о победе США. 1. Мы привыкли в целях экономии  тратить меньше денег на военные разработки из-за своей нищеты, а эффект получается большой, потому что ученые в этой ситуации ищут наиболее оптимальные варианты. 2. Наследие воспитательной системы СССР пока ещё существует, а это самое важное, потому что "раньше думай о Родине , а потом о себе". 3. Сколько бы ученых не покидало нас "соображалка" у нас всегда работает лучше. Вывод - много можно привести еще доводов, в данное время пока Америке не победить, может в будущем, не исключаю такой вариант, но для этого Америке нужно стать нищей. Текст скрыт развернуть
-1
Михаил Лакомов
Виталий Пестов 1 апреля, в 04:56 А никто побеждать и не собирается.Просто сотрут с Карты Мелкобритнию,,США,Канаду,Австралию,часть Европа ,часть ближнего востока..Вобщем людей много не будет,а СШа разбомбит Россию,тогда зачем США радиоактивная территория.. Текст скрыт развернуть
0
VALERIY ANDRYEYEV
31 марта, в 12:13 Согласен с "академиком".Кто вы такие чтобы осуждать его мнение.Что вы лично каждый из себя представляет,обычная серая масса которая может только языком чесать. Факты действительно говорят обратное.Да и на современную военную технику не хватает специалистов чтоб ей управлять ,и её обслуживать,это я знаю точно, кого вы посадите ,бабушек и дедушек, или ваших дебилов депутатов. Поднимитесь на уровень выше, и вам станке всё понятно.А все свои понты оставьте на потом. Текст скрыт развернуть
-1
Михаил Лакомов
VALERIY ANDRYEYEV 31 марта, в 17:57 Да насрать я хотел и на тебя козла и на дебила академика.Я 40 лет отпахал в шахтеа твой академик тяжелее ручки в руки нихера не брал..А какие открытия он придумал,может он умеет хоть один видрака лечить,я например могу лечить всё ,это по моемусовету была Создана система лазеров для звёздных войн..И не ученые делают изобретения а изобретатели инжнеры и работяги,а учёные внедряют .они пишут красиво и рисуют .ну уехали одни чертёжникиобучат новых..Изобретатель это полиглот ,а не вышколенный чертёжник..И у себядома я могу писать всё что захочу и ты не указывай ты не рабовладелец а народ не рабы.это тебя характеризует как хама и эгоиста..Может тебе молодым поработать при дедах они тебя свободу любить нучат.. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Коренев
31 марта, в 12:18 Если основывать свои умозаключения на заведомо ложных основаниях, то и выводы из этик посылок будут заведомо ложными. С чего автор решил, что количество сотрудников, занятых НИОКР, в России сокращается? В Википедии прочитал? А понимает ли он, что основное количество разработчиков в России работает не в НИИ, а в корпорациях? А знает ли он, что в нашей стране идет массовая модернизация промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и пр.? Понимает ли он, кто занимается этой модернизацией? И понимает ли, что число этих людей исчисляется миллионами? Или из-за Википедии ничего такого не видно? 
И про отъезжающих. Знает ли автор, что среди отъезжающих число разработчиков (работников НИОКР) составляет совершенно мизерное количество (тысячные процента). И наоборот, среди возвращающихся (а на сегодня потоки выезжающих и возвращающихся сравнялись) число разработчиков составляет большинство? Понимает ли, что "валят" в основном те, кто наворовал, и очень не хочет возвращать награбленное? Да, есть и те, кто честно заработал, и хочет остаток жизни провести в тихом райском месте. И Слава Богу. Поработал человек, можно со спокойной совестью и на пенсию.
Текст скрыт развернуть
-1
Наталья Политова (Панова)
Владимир Коренев 31 марта, в 15:37 Хотелось бы, чтобы это было так... Текст скрыт развернуть
0
VALERIY ANDRYEYEV
31 марта, в 19:52 А что же так мало желающих ручку держать? Я думаю для этого нужно "масло в голове". Что касается изобретателей в корпорациях, они могут только модернизировать но не открывать что то новое в науке. Я вашу работу без преувеличений сделать смогу, а вы мою даже через пять лет не сможете. Кто нибудь из вас сделал хотя бы самое маленькое открытие в науке. Тогда вы бы поняли , и опыт сын ошибок трудных. А лопатой работать умею не хуже вас. А что касается лично меня, "не академика" , я своё открытие в науке несколько лет просунуть не могу . Одни пороги оббиваю , и если так дело будет идти дальше то также продамся американцам ,и даже не ради денег , а для того чтоб реализовать себя. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Лакомов
VALERIY ANDRYEYEV 1 апреля, в 17:37 Вас понять можно,через подобное отношение к изобретениям и открытиям прошла вся Царская Россия,Потом Советский Союз,теперь снова Россия..Но не думайте что в США идеальная система для изобретателей.в США внедрены из 30 миллионов только 5 миллионов изобретений,а 25 миллионов в отказном фонде,в СССР из 6 миллионов изобретений только один миллион внедрён,а нормально внедрены не более 300 тысяч имеется в виду не в одном экземпляре,.Но в этом народ не виноват,всё решают законы и верхи..Если в СССР надо было все институты по лестнице пройти и дать всем институтам взятки или уплотить за положительный отзыв.На западе человек имеет дело только с патентоведом.,он ему раз по таксе заплатил ,а тот непременно ведёт поиск и выдаёт патенты мировые или основных развитых стран..В России даже бесплатно отдавай изобретение и его не возьмут,потому что прогон изобретателей по лестнице это источник заработка.Да не это смущает .что кто на лопате кто с авторучкой а то что обвиняется народ а не система ,НУ ЕСЛИ КАК ТЫ ГОВОРИШЬ МАСЛА У НЕКОТОРЫХ НЕТ В ГОЛОВЕ ,так это поправимо..Я дочь выучил на два высших образования и она имея масло работает программистом.А я на пенсии,и пусть те у кого есть масло теперь на лопате поработают..На лопате то же надо соображать.Иногда остаётся только один из сотен  и получает пенсию,и без масла не выжить,как на фронте..А так каждому своё.У кого то не хватает сил несколько вагонов загрузить,а ум кого то денег что бы открытие внедрить..А вот умные все .и каждый может сбежать в США потому что есть образование и без оного то же мечтают там жить..Я в свои 20 говорил,что пусть мне дают миллион долларов и я в США бы не поехал..Всё равно лучшего места на земле нет чем родной дом..Меня перевези в соседний город и я оттуда сбегу..Хотя в гости я покататься любитель..ТАК ЧТО КАЖДОМУ СВОЁ.а АКАДЕМИК ПУСТЬ ИЩЕТ НАУЧНУЮ ОСТАНОВКУ КОРРУПЦИИ НА НАУЧНОМ ВНЕДРЕНИИ А НЕ КИВАЕТ НА НАРОД ЧТО ЕМУ НЕ СДЕЛАЛИ СИСТЕМУ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ..НУ ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛИ ЛЮМПЕНЫ БЫЛИ И НЕ ВСЁ ПОНИМАЛИ В ПСИХОЛОГИИ..ТО ПРИ ЧЁМ ТУТ НАРОД..НЕ ПОНРАВИЛОСЬ ЕЛЬЦИНУ КАК С НИМ ОБРЩАЮТСЯ ,ОН СИСТЕМУ РАЗВАЛИЛ ДО ОСНОВАНИЯ,А ПУТИН ПРИШЁЛ ДОЛАМЫВАЕТ А СВОЮ СТРОИТ..НА ТО У НЕГО И МАСЛО В ГОЛОВЕ.А ГДЕ ЧЕГО ТО НЕ ДЕЛАЕТ,ЗНАЧИТ ЕМУ ЭТО НЕ ПОНЯТНО И НЕОБХОДИМОСТИ В ИЗМЕНЕНИИ НЕ ВИДИТ,НО У КАЖДОГО СВОЁ ВИДЕНИЕ..В ЭТОМ И СОСТОИТ СМЫСЛ НЕОБОБЩЕНИЯ .У КАЖДОГО СВОЁ МАСЛО В ГОЛОВЕ..И С ОДНОГО МАСЛА НА ДРУГОЕ МАСЛО В ГОЛОВЕ ПЕРЕБРАСЫВАТЬ НЕ НАДО.СЧАС Я С ШАХТЫ БЫ ВЫЛЕЗ И НАЧАЛ АКАДЕМИКУ НАСТРАИВАТАТЬ ВНЕДРЕНИЕ ОТКРЫТИЙ..В ШАХТЕ РАД ЕСЛИ СВЕТА ХВАТИЛО ДО КОНЦА СМЕНЫ..СПАСЕНИЕ АКАДЕМИКОВ ДЕЛО РУК САМИХ АКАДЕМИКОВ .ВОТ ЭТО Я И ХОТЕЛ СКАЗАТЬ..А паразитировать на народе и обвинять что он из шахт не вылез и не сделал академику хорошую систему для внедрения андронного колайдера..Ну когда могли тогда и вылезали..Но академики высоко ,а народ глубоко. и далеко..И мне например обидно что какая то каракатица угрожает мне звёздными войнами или ядерной войной..У нас уже лазеры были когда в США ещё тесла свои двигатели первые делал..Так что я из принципа в Америку даже на Экскурсию не поеду не то что жить..Меня моя жизнь нравится.в бедноте да не в обиде и на хлеб хватает..А угрожать США и я могу или англосаксам..Через несколько месяцев после моих советов ,взлетела Энергия со ..Скифом..так до сих пор некоторые военные пугаются этого принципа,не то что пиндосы..Надо будет напугать ещё еще напугаем.,миллиарды лет ещё впереди,не то что напугаются .Рывками от страха ходить будут.И причины для этого есть..Их можно озвучить..И тогда ещё не известно кто кого насмерть напугает.Им уже сейчас страшно,а сказочка только начинается..А мне что сбегать в США что бы свои же ноги и руки поотрывали,так мне и так хорошо..Я уж лучше на хлебушке и на курочке с помидорчиком поживу .чем колбасы в америке кушать.и белым пластиковым хлебом заедать..А за внедрение и открытия я то же бьюсь всегда сколько бы я не вылазил из шахты ..И напрасно обвиняют народ..Сколько кто может тот столько и делает. Текст скрыт развернуть
0
Яна
1 апреля, в 10:35 Хочется задать автору этой статейки вопрос - а почему тогда вся Европа не смогла победить в ВОВ СССР, который еще толком не отошел от гражданской войны? Не надо только говорить, что воевала одна Германия. На самом деле тогда с СССР воевала вся Европа посредством Германии. Про утечки мозгов во время революции наверное автору вообще не стоит напоминать, раз уж он такой вумный. Очередная либерастическая херня. Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 104
Комментарии Facebook
Читать